Четверг, 22.08.2019, 19:19
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

МКОУ "Кадниковская СОШ" Мамонтовского района Алтайского края

Меню сайта
Календарь
«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

История, традиции

История школы
 
После победы Великой Октябрьской социалистической революции жизнь в стране изменяется. Изменяются и взгляды людей на жизнь. Докатилась волна преобразований и до далеких сибирских селений. Люди стали стремится к знаниям, к науке. Школы ещё не существовало, но стали организовываться ликбезы, их было несколько. Организовывались они в отдаленных домах иногда даже у тех, кто ими руководил.

Недалеко от молебного дома стоял небольшой домик, который и оказался затем первой школой, где помещалось всего две классных комнаты. Одна из первых учениц этой школы Шестакова Татьяна Михайловна вспоминает: «Свои книжечки и буквари мы носили в сумочках, сшитых из холста, с одной лямкой через плечо. Родители наши были неграмотные, темные, поэтому старались нас отдать в школу. Учились мы охотно. В четвёртом классе нас приняли в пионеры, но я помню как моя мама боялась, что я ношу красный галстук, потому что в то время озлобленные богачи часто расправлялись с комсомольцами и пионерами. Но в нашем селе было спокойно. Когда я была пионеркой, у нас были очень весёлые и интересные сборы. Нам давали разные задания. Самое большое из них было– обучать неграмотных по группам. У меня было пять человек. Мы собирались у соседей (у них была самая просторная изба), садились все за стол. Вместо доски был железный лист. Вот на нем я и показывала буквы, учила всех читать и писать. Всем очень хотелось научиться, хотя бы, читать, и я очень рада была, что у нас был букварь для взрослых».[1]
Вскоре было решено разместить школу в бывшем поповском доме, в центре села. Дом был большой, и теперь в новой школе стало не две, а уже четыре классных комнаты. Но этого все – равно было мало и, по возможности, дети продолжали обучаться в селе Мамонтово. Из воспоминаний Шестаковой Татьяны Михайловны: «Трудно было. Ходили домой на выходные дни пешком, а до дому – тридцать километров. Одежда была плохая, и многие бросали учиться, потому что пока доходили до дома очень замерзали, а некоторым и вовсе нечего было одеть, чтобы зимой идти за тридцать километров. Но я закончила восемь классов и вступила в комсомол».[2]
В 1930 году была готова новая семилетняя школа, и её двери открылись для всех желающих учиться. Школа эта была деревянная и не очень большая, но желающих учиться было очень много: около 400 учащихся. Жителей было не меньше, ведь в то время семьи были очень большие, у многих по десять, а то и двенадцать детей. Занимались в три смены, работала вечерняя школа. В это время был уже не один, не два учителя, а несколько: Марсов Александр Петрович, Шестакова Татьяна Михайловна (самая молодая, она была пионервожатой), Марсова Полина Илларионовна, Бурындин Алексей Филиппович, Цыганков Семен Дмитриевич, Голубев Владимир Александрович, Чернышёв Иван Николаевич, супруги Поткины – Василий Кузьмич и Ольга Яковлевна.

В это время в Кадниковскую школу, после окончания Барнаульского Педагогического института, была распределена молодая учительница Цыганкова Анастасия Даниловна. Вот, что она вспомнила об этом периоде в жизни школы: «Школа была семилетней, деревянная печное отопление, туалет на улице, вода для питья в бачке и кружка одна для всех, никаких удобств и соблюдения санитарных норм и гигиены. Но все работали с энтузиазмом, с желанием. Школа в это время была единственным очагом культуры».
В 1936 году семилетняя школа сделала свой первый выпуск (директор Поткин Василий Кузьмич). После него директором был назначен Цыганков Семён Дмитриевич. Честно, с огромной любовью относился Семён Дмитриевич к своей профессии. И не только он, все учителя старались трудиться так, чтобы дать хорошие, крепкие знания своим ученикам. Но мирную деятельность всех этих людей прервала Великая Отечественная война. Мужчины ушли на фронт. Всё, что осталось недоделанным и всё, что ещё предстояло сделать – всё легло на плечи женщин.

Закончив Барнаульский педагогический институт, в 1941 году приехала в Кадниково молодая, энергичная девушка Большакова Полина Васильевна. Всю войну, до 1946 года проработала она директором школы. А ведь это было очень нелегко. Да, трудными были годы войны, но надо было всё преодолевать. « На всё хватало сил и времени, – вспоминает Полина Васильевна – школа отапливалась дровами, в то время ещё были печки – контомарки. Но был очень дружный учительский коллектив. Все учителя принимали участие в художественной самодеятельности, ездили на лошадях в соседние сёла с концертами. Вместе с учениками вязали тёплые вещи и посылали на фронт. Дети стремились к знаниям, на уроках сидели тихо, старались учиться хорошо, понимая как трудно приходится матерям. А мы, учителя, стремились давать уроки полнее и интереснее, чтобы детей как можно меньше коснулось холодное дыхание войны. Время было очень тяжёлое, писали на газетах, чернил не было, поэтому приходилось разводить сажу. Особенно трудно было ребятишкам из посёлка Дубрава. Идти до школы далеко, а зимой сильные морозы, одежда плохая, не тёплая. Но, несмотря на всё это дети шли в школу с радостью, с полной уверенностью, что получат крепкие знания. Учились дети хорошо, успеваемость была 70%. Когда же приходило время нам с ними расставаться, они с большим желанием шли в районную среднюю школу, и там учителя были довольны их подготовкой. С нетерпением всегда ребятишки всегда ждали праздников, потому что были необычные дни. Устраивали такие праздники, что к нам приходили дети из соседних сёл. Весной мы с учениками расчищали землю за школой и садили там пшеницу. Работа была тяжёлая для детских ручонок, но интересная. Осенью пшеницу обрабатывали, вручную мололи из неё муку и пекли хлеб. Когда ребятишки ели хлеб, он казался им необыкновенно вкусным, потому что вырастили они его сами, своими руками».[3]
В годы войны школа считалась богатой, колхозом было выделено три лошади, на которых учителя и ученики могли возить дрова для школы. Вот так вспоминает об этом времени Цыганкова Анастасия Даниловна: « Так как отопление было печное, то надо было ещё наготовить дрова. И вот дрова заготовили, и в повозках на лошадях, подвозили к школе. А здесь уже ручными силами распиливали, кололи и складывали в поленницы. На двух человек надо было сложить поленницу 2 кубических метра. Это много конечно. В это время в колхозе была только одна машина – полуторка. Водителем был Калетин Макар Андреевич. Машина использовалась только для колхозных целей. На различные конференции в село Мамонтово ездили на лошадях»[4].

Приходилось готовить сено, которое косили вручную. Этим занимались учителя и ученики старших классов. Хотя сено носили летом, во время каникул, старшеклассники никогда не отказывали учителям, и без лишних разговоров брались за косу и шли в поле. Вывозили сено опять же силами учеников и учителей. Хоть и трудно было, но помощи ждать было неоткуда. И нужно было жить, растить, воспитывать и учить детей, делать всё, чтобы поскорее кончилась эта проклятая война. И вот настал этот долгожданный день 9 мая 1945 года.
Весть о победе облетела село с мимолётной быстротой. А в школе…

…В школе была тут же собрана линейка. Сначала все стояли тихо, предчувствуя, что – то случилось. И случилось что – то важное. Со слезами радости на глазах директор школы – Большакова Полина Васильевна сказала: « Ребята, родные мои, победа! ». После неё выходил ещё кто – то, говорили многие. Но самыми первыми словами Полина Васильевна сказала всё. Радость охватила всех сразу. Многие плакали. И это были слёзы не только радости. Это были слёзы и о пережитом, о самых дорогих и близких людях, ушедших на фронт и не вернувшихся. Учительница начальных классов Попкова Валентина Семёновна вспоминает: «Мне тогда было семь лет, я училась в первом классе. Как проходила линейка помню плохо, но помню, что все ребятишки и учителя радовались, обнимались, а я стояла и сильно плакала, потому что погиб на фронте папа. А нас у мамы осталось трое…»[5]

Всего унесла война 197 жизней кадниковцев. Не было ни одной семьи, в которой не было бы погибшего. И вот война кончилась. Но в послевоенные годы жизнь школьников также была трудной. Участник Великой Отечественной войны, учитель истории (в настоящее время пенсионер) Нализко Илья Иванович вспоминает: « Работать с учащимися в конце сороковых и начале пятидесятых годов было интересно. Это были очень активные, пытливые и любознательные ребятишки. Мало было учеников (некоторых не было совсем), но и это не было препятствием в учебной деятельности детей. А какая исполнительность, дисциплина, стремление всё узнать, сделать лучше! Любую работу или поручение они исполняли с огромным удовольствием. А главное, слово учителя – было законом».[6]

Цыганкова Анастасия Даниловна рассказывает: «В нашу школу дети ходили не только из села Дубрава, а также из посёлков Мохаиха и Ключики (этих посёлков в настоящее время нет, все жители переселились в Покровку). Дети из этих посёлков ходили пешком. Дубравские приходили пешком 2–3 раза в день — на уроки, на сборы, на какие – нибудь внешкольные мероприятия. Дети были очень плохо одеты, да и учителя очень скромно одевались. Дети из Ключиков и Мохаихи квартировали в Кадниково, а на выходной в, субботу, ходили домой. В воскресенье возвращались с котомками за плечами. Продукты приносили на неделю. Наполняемость классов была очень большая. В классах насчитывалось более 42 человек. Потом классы разделили, и из одного образовалось уже два, под буквами «А» и «Б». Школа работала в две смены. С утра учились старшие, а с обеда 1– 4 классы. Все понимали, что надо учиться, получать знания. Потом многие продолжали учиться, уходив в восьмой класс, какой – нибудь средней школы, а некоторые уходили учиться в техникум.

Питание было организовано. Сначала давали по кусочку хлеба (100г.), а потом стали кипятить чай. Кипятили чай на печке – плите в учительской, потом разливали его в чайники и выдавали каждому классу. Хлеб резали на столе в коридоре. Дежурные получали лоток с хлебом и стаканами. Один дежурный ставил каждому на парту стакан и ложил кусочек хлеба. Другой в это время получал чайник и разливал чай в стаканы, которые уже стояли на столе».[7]
Здание 7– летней школы, открытой в 1930 году. В настоящее время половину здания занимает кабинет трудового обучения, другую половину коммерческий магазин.

На первом плане – памятник погибшим партизанам в годы Гражданской войны.

Идут годы, происходят изменения в жизни, меняется и облик школы. Так в 1965 году на средства колхоза «Искра» (впоследствии СПК «Кадниковский») был заложен фундамент для строительства новой восьмилетней школы на 320 мест. Строительство шло медленно, очень часто население и учащиеся старших классов оказывали помощь: устраивали субботники и воскресники. И вот в декабре 1971 года строительство школы было завершено. Светлое, со всеми удобствами, здание, удачно вписалось в ансамбль центральной части села Кадникова. Находилась новая школа рядом со старой. И вошли в неё 287 учащихся. Заметим, что количество учащихся уже к 70 – ым годам, не говоря уже о наших днях, заметно уменьшилось. С тех пор многое изменилось в школе. Летит время, и его никак не остановить. Постарели и ушли на заслуженный отдых наши добрые навсегда оставшиеся в памяти учителя: Третьяков Владимир Петрович, Шестакова Татьяна Михайловна, Ходов Михаил Иванович, Ходова (Большакова) Полина Васильевна, Пилипенко Анна Тимофеевна, Рыжкова Надежда Степановна, Цыганкова Анастасия Даниловна, Егорова Тамара Ефимовна, Егоров Егор Егорович, Попкова Валентина Семёновна. Все они Ветераны труда, живут в родном селе и постоянно поддерживают связь с родной школой. Частыми гостями бывают в праздничные и торжественные дни, выступают перед детьми на линейках и классных часах.

Продолжают трудиться и нести достойное звание учителя в течение многих лет Воробьёва Людмила Игнатьевна, Воробьёв Пётр Дмитриевич, Лошак Галина Петровна, Лошак Алексей Семёнович, Каширин Анатолий Дмитриевич, Леднева Надежда Владимировна и многие другие. Имеются в нашей школе и свои традиции: встречи с выпускниками школы, встречи с ветеранами труда и Великой Отечественной войны, традиционные встречи и соревнования с Буканской средней школой, также традиционные вечера: «Прощай школа!», «Осенний бал», традиционные предметные месячники. Каждый год наша школа выступает на спартакиаде, проводимой среди школьников.

В 1978 году в селе Кадниково была открыта средняя школа, первый выпуск которой состоялся в 1979 году. До настоящего времени школу закончили 224 выпускника, из них 45 учащихся получили аттестаты без троек. Наилучшие аттестаты были у Ледневой Любы, Баженовой Татьяны, Цибизовой Татьяны, Шептунова Виктора, Скопа Тони, Корневой Оли, Федюкиной Ирины, Нализко Марины. Все эти выпускники продолжали и продолжают учёбу ВУЗах. Всего же с 1979 года в ВУЗы поступили 32 выпускника и в техникумы – 47.

Большинство теперешних специалистов СПК «Кадниковский» – выпускники нашей школы.

Двадцать три года назад в нашей школе стали создаваться кабинеты. В результате кропотливого труда всего педагогического коллектива были оборудованы кабинеты физики, математики, русского языка и литературы, химии, кабинет труда начальных классов, комната «Памяти и славы», а также лингафонный. Умелое и эффективное использование возможностей учебных кабинетов, стенды, картины, раздаточный материал – всё это облегчает труд наших учителей, обогащает методы преподавания, делает уроки более эмоциональными, даёт возможность повысить познавательную активность школьников.

Неисчерпаемы возможности кабинетной системы в деле организации учебного и воспитательного процесса. В свободное от уроков время многие ученики изготавливают стенгазеты, плакаты, подбирают материалы к докладам. Здесь же ведутся занятия факультативных групп. При создании кабинетов преследовались не только цели внешнего эстетического оформления. Прежде всего, ставилась задача хорошо оборудовать их по содержанию, сделать удобными для учителя и учащихся. Для облегчения труда учителя при подготовке к уроку все наглядные пособия, приборы, раздаточный материал и другие дидактические средства размещены в кабинетах в определённой системе, по разделам и темам.

Ежегодно дети проходят летнюю практику на пришкольном участке, который также имеется при школе.

Руководство школы старается разнообразить прохождение летней практики учащимися. В 1981 году организовалась свиноводческая бригада из числа старшеклассников. В1984 году под руководством учителя труда Рыбина Г.М. создали звено комбайнёров, также из числа юношей старшеклассников. В1985 году, во время летней практики, создали ещё одну бригаду, но только по ремонту помещений, предназначенных для скота. Также, привлекаются ребята и работниками лесничества на прополку, посадку саженцев и другие работы. Таким образом, дети приобретают умения и навыки, которые пригодятся им в будущем.

Современная настоящая школа немыслима без хорошей оснащённости. Приобретаются новейшие средства обучения. Конечно, умелое их применение повышает эффективность уроков. Настоящей радостью было приобретение компьютера.
 
Традиции школы
 
Целостное представление о мире школьник получает через переживания особых традиционных моментов, дающих багаж гражданственности, переосмысления себя как частью целого. Традиционные дела являются также местом демонстрации образа жизни и коммуникации всех представителей школьного дома. Атмосфера любви и человечности , любви и взаимопонимания, уважения и справедливости пронизывает такие дела, здесь проходит передача культурных ценностей от старших к младшим.

Традиционными в школе стали:

· День знаний

· Посвящение в члены детской организации

· Праздник урожая

· Осенний бал

· День св. Валентина

· Эстафета «День Победы»

· Праздник последнего звонка

· Выпускной вечер

· Предметные декадники

· Конкурсы чтецов
«Анкета»
Поиск
Официальные сайты
Горячие линии

Copyright MyCorp © 2019